В практической деятельности ивановский педагог-психолог Надежда Моторина все чаще сталкивается с жалобами родителей на плохое поведение ребенка. Проблема касается и детей раннего возраста, и дошкольного, и школьного возраста.

«Не хочу! Не буду!» - кричит малыш и топает ногами. «Не надену шапку, не выключу мультик!» - капризничает ребенок лет пяти. А школьник и вовсе может проигнорировать требование родителей: «не услышал», «забыл», «не успел», «вы не говорили».

Почему дети, особенно в последние годы, склонны нарушать правила, не выполняют предъявляемые требования родителей и учителей или причиняют боль/вред своим сверстникам?

- Прежде чем приступить к коррекционной работе с ребенком, необходимо разобраться в причинах деструктивного поведения и понять, какие факторы оказывают влияние на его становление, - говорит консультант «Ивановских новостей» педагог-психолог Надежда Моторина.

Откуда берется агрессия?

Прежде всего, это физический фактор. Ребятам, которые отличаются дефицитом произвольной, эмоционально-волевой сфер трудно себя сдержать в проявлении негативных эмоций и контролировать вспышки гнева. Особенность работы нервной системы таких ребят заключается в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, объясняет специалист.

Во-вторых, это социальный фактор. В мире демонстрируется агрессивное поведение и решение возникших противоречий только с позиции силы. Редкий фильм или сюжет по телевизору показывает конструктивные способы решения проблем.

В-третьих, это особенности воспитательских позиций. Согласно последним исследованиям современные родители отличаются стремлением к гиперпротекции и потворствованию. То есть некритичному удовлетворению потребностей ребенка и желанием обеспечить его всем самым лучшим. Также современные родители предъявляют минимальное количество требований. У наших детей наблюдается дефицит обязательств и минимальное количество запретов.

Грамотная коррекция поведения

Каковы формы проявления деструктивного поведения? Ребенок может причинять вред себе или окружающим людям, не выполнять требования предъявляемые взрослыми, нарушать запреты, демонстрировать агрессивное поведение.

Что же необходимо делать родителю или учителю, которые столкнулись с такой непростой задачей?

Во-первых, четко описать поступок. Что ребенок сделал? Как часто он демонстрирует такое поведение? Каковы могут быть адекватные причины такого поступка?

Во-вторых, постараться понять, какую цель преследовал ребенок. Чаще всего нарушение поведения ребенка обусловлено желанием привлечь к себе внимание, потребностью во власти над взрослым, или целью ребенка может быть желание отомстить.

Следующий шаг - продумать прием целесообразного вмешательства в поступок и незамедлительная реакция.

Важно уметь отделять ребенка от его поступка. Давать оценку и обсуждать только поступок, а не говорить, как плох и безнадежен сам ребенок.

Главный секрет

Педагог-психолог Надежда Моторина дает еще одну рекомендацию взрослым – педагогам и родителям. Она заключается в особенностях применения санкций (наказаний) за проступок.

Необходимо не наказать ребенка за плохой поступок, а поставить перед ним задачу устранения последствий своих действий. То есть если ребенок в гневе смахнул все тетради, учебники и ручки со стола, необходимо, чтобы вернул на стол принадлежности ребенок сам.

«Самый главный секрет в работе с нежелательным поведением ребенка - это мужество и терпение окружающих его близких людей. Применение жестких наказаний и проявление агрессии на агрессию не принесут пользы и не обеспечат положительный результат.

Следующим и заключительным шагом будет поддержка конструктивных целей ребенка. Обязательно нужно отмечать положительное в ребенке и поддерживать его в стремлении меняться в лучшую сторону.

Есть еще важный компонент в системе работы над поведением ребенка. Его необходимо учить справляться и управлять негативными эмоциями. Учить разрешать конфликтные ситуации мирным путем.

Бывает, возникают такие ситуации, когда ребенок и сам не рад сложившейся ситуации. Он кричит, проявляет агрессию, гнев. В эти минуты необходимо не кричать на ребенка в ответ, а помочь ему остановиться. Важно проявить терпимость и мудрость. Следует отметить, что в момент «взрыва» обсуждение поступка ребенка будут неуместны. Поэтому важно взять тайм аут, а после обязательно обсудить все, что произошло. Очень важно, чтобы дети сами учились давать оценку своим поступкам.

Необходимо помнить, что такое «извержение вулкана» эмоций легче предупредить, чем его остановить. Поэтому мудрость, терпимость, любовь и внимание смогут помочь справиться с любым нежелательным поведением.

И в любом случае необходимо помнить, что с любым ребенком можно договориться, и выбор своего поведения ребенок делает сам!» – говорит специалист.