«В августе, перед началом учебного года, ко мне обращаются родители со следующими запросами: как помочь ребёнку адаптироваться к школе, как организовать работу по «включению» ребёнка в процесс обучения, как сделать переход от каникул к школе менее болезненным. Но в последние годы запросы несколько изменились.

Только за последние 3 недели ко мне обратилось 7 семей с тревогой и опасением, что их детям ничего не интересно. Книги читать не хотят, творчество не вызывает у них интерес, в семейных делах дети не видят смысла… Родители обеспокоены тем, что их дети слишком много времени проводят в социальных сетях, месенджерах и компьютерных играх», - рассказывает педагог-психолог Надежда Моторина.

В условиях высокого темпа жизни, современной ситуации неопределенности, каждый из нас вынужден решать множество задач. Наши школьники - не исключение. Мир взрослых предъявляет им ряд требований, которые невозможно выполнить без достаточно развитых навыков личной эффективности.

Какие качества нужно развивать у ребенка, чтобы процесс обучения в школе стал для него посильной задачей? Проще говоря, чтобы ребенок был успешный?

Начнем с тех, кто только пойдет в школу.

«Для будущих первоклассников очень важна произвольная регуляция собственных действий. То есть, чтобы ребенку было легче адаптироваться к школьным требованиям и обязательствам, ему нужно уметь делать волевые усилия: долго сидеть за партой, поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места. Для вчерашнего дошкольника это достаточно сложная задача», - говорит Надежда.

Чтобы в школе выполнение правил не стали настоящем стрессом для ребенка, уже в старшем дошкольном возрасте обязательно нужно:

Много играть. Именно в игровой деятельности формируются важнейшие предпосылки развития произвольности. Особенно в игре с правилами, когда нужно ожидать своей очереди для хода в игре и адекватно реагировать на проигрыш.

Много двигаться. Удовлетворение потребности в движении – это залог гармоничного развития ребенка.

Знакомить ребенка с миром эмоций и чувств.

Взрослый – это «эмоциональный контейнер» для ребенка. Взрослый помогает ребенку понимать и управлять эмоциональными проявлениями. Важно помнить, что каждый человек имеет право испытывать разные чувства: как положительные, так и отрицательные. Ребенок может злиться, раздражаться, обижаться, но ему необходимо выражать свои чувства так, чтобы не причинять вреда себе и окружающим.

Для этого мы с ребятами дошкольного и младшего школьного возраста играем в игру «Пять способов выражения моего гнева», где каждый находит свой безопасный способ выразить свою злость.

Для ребят, покидающих начальную школу, одной из ключевых задач, становится развитие самоконтроля. Самоконтроль подобен «мускуле», и его можно и нужно тренировать.

«К сожалению, в настоящее время роль самоконтроля ребенка выполняется «мамоконтролем» и в условиях необходимости принятия решения ребенок далеко не всегда использует функцию планирования и контроля, прибегая к помощи учителей и родителей», - говорит психолог.

Чтобы способствовать развитию самоконтроля, необходимо:

  1. Предоставлять возможность совершать самостоятельные действия и принимать решения.
  2. Не делать за ребенка то, что он может делать сам.
  3. Предоставлять ребенку возможность выбора (кружков, дополнительных занятий, элементов одежды, гардероба и пр.)
  4. Помогать сыну/дочери находить личностный смысл и интерес в обучении.

Для детей старшего школьного возраста необходимо развивать навыки рационального распределения времени, способности к планированию своих действий, целеполаганию.

Для того, чтобы подросток мог ставить перед собой цели и решать текущие задачи, необходимо:

  • обсуждать цели и задачи с ребенком, помогать их конкретизировать и формулировать как можно точнее.
  • вместе с подростком продумывать не только саму цель, но и действия по ее достижению.
  • учить ребенка ставить цель конкретно, достижимо, в соответствии с его другими задачами и в привязке ко времени.

К слову, ответить на многие ваши вопросы поможет вебинар в «Точке кипения». Он состоится 25 августа в 17.00.