К этому выводу приходят в разной форме все собеседники сетевого издания «Ивановские новости», с которыми удалось пообщаться.

Детям не хватает мотивации

Этой же точки зрения придерживается начальник управления образования администрации г. Иваново Елена Арешина. Она считает, что коронавирусная инфекция стала вызовом для системы образования. Времени на подготовку не оказалось совсем. Огромная нагрузка на учителей, которая выросла в разы в режиме «удаленки», множество вопросов у детей и родителей. И не всегда на них есть быстрый ответ.

«Детям не хватает мотивации: они привыкли, что в школе за ними постоянный контроль. А здесь нужна сила воли, чтобы сесть и самостоятельно заниматься.

Учителям трудно еще и потому, что школа в основном готова технически. А дома техника у всех разная. Сейчас что сделало управление в первую очередь: провели модернизацию сервера управления, чтоб он справлялся с возросшими потоками данных. В школах то же самое – обновили серверы, купили маршрутизаторы. В каждую школу купили по два ноутбука с веб-камерами. Их можно учителям выдавать во временное пользование и мы хотя бы вот эту потребность закроем.

Если бы было время на подготовку к самоизоляции, мы бы обязательно провели обучение. Рассказали учителям  о различных обучающих платформах, доступных в России, чтобы разделись потоки информации.  Показали бы плюсы и минусы и школы бы сами определились с выбором. А сейчас учителя сами решают.

Сейчас это тоже делается, но в обстановке аврала. Но это все равно задел на будущее. Мы относимся к этому очень серьезно и мы, думаю, будем иметь все в виду на случай других карантинов.

Сейчас главное – не оставить без внимания ни одного ребенка.

Сейчас рассматриваем вариант обучения «телефон-телефон»: есть районы в городе, где интернет очень плохой.

И сейчас продолжим менять технический парк образования в Иванове».    

Техника  не выдержала наплыва со всей страны

Учителя соглашаются на интервью с большим трудом. Им в принципе сложно сдержать эмоции по поводу нервов и сил, которые отнимает «дистанционка».

В пору реализации «майских указов» средний по экономике уровень зарплат был достигнут не за счет увеличения стоимости труда, а за счет нагрузки. 30 и более часов в неделю, учеников в классах также стало больше нормы – 25.  Так объясняют ситуацию сами учителя.

Один из педагогов, Евгений, рассказал о своем опыте и впечатлениях от дистанционного обучения.

«Были в начале самоизоляции рекомендации от руководства школы по выбору платформы онлайн-обучения. Что получилось, когда все стали «стучаться» на один и тот же сервер:  техника  не выдержала наплыва со всей страны. Часть серверов «рухнула», часть стала очень медленно отвечать на запросы. Пришлось искать свои ресурсы.

Вообще, онлайн-процедуры гораздо медленней офлайна. Пока ученик увидит твой вопрос, пока соберется ответить — в рамках живого урока это мгновения. А здесь — десятки минут. То же самое – с мотивацией. Я строго глянул на ученика – и дело пошло.

Отвлекаться перестал, взялся за книгу. А здесь что? Я работаю с ними по аудиоконференц-связи. То есть я их только слышу. И чем он там по факту занимается и где берет ответы – перед ним же весь интернет – конечно, я не знаю.

Онлайн-обучение отнимает весь световой день. У меня — примерно 280 учеников. На свои проблемы не остается времени, даже на обед. У коллеги – родственница больная с ней живет. За ней ухаживать надо: сиделка работать отказалась. Самоизолировалась.

Очень мало порядка во всех переписках. Указал на сайте школы свой электронный адрес. Половина, те, кто как-то его узнал, пишут на второй. Я уж не говорю про любителей всех этих телефонных мессенджеров.

Бился, бился и плюнул. Так и переписываюсь - не  пойми как.

Нет порядка и с ответами, выполненными заданиями. С устными – беда, потому что времени нет, поэтому стараюсь большую часть письменно давать. И тоже кто как: кто в электронном виде, кто напишет от руки и пришлет фото, развернутое на 180 градусов.

Идут постоянные звонки и сообщения от родителей:

«Это как? Это куда?» Им тоже явно несладко. А в тех семьях, где один компьютер, а родителей тоже на «удаленку» перевели — вообще караул. «Битва за комп» называется. Одна родительница работает в крупной финансовой компании бухгалтером. Ей надо отчет срочно сдавать, а ребенку – мои задания делать. 

В общем, онлайн-учеба — для людей с кучей времени и железными нервами. Не дай Бог никому».

Нет никакого дистанционного обучения. Показуха для начальства

Родители подтверждают главный тезис: мы к этому не готовы.

Вот что рассказала Сусанна, мама двоих учеников одного из ведущих лицеев города. Дочь учится в четвертом классе, сын – в одиннадцатом.

«На обоих детях четко могу убедиться, что все нецензурные отзывы о «дистанционке» - родниковая правда. Их полно в соцсетях.

Не готовы оказались ни учителя, ни ученики.   

С той же техникой – почему по умолчанию предполагается, что у нас есть компьютер, быстрый интернет и навыки работы со всем этим? Как руки и ноги?

Вот пример этой недели – «повис» сервер почтового домена, на котором у ребенка имейл. И все. Младшая не отправила работу вовремя – «тройка». При чем тут ребенок? Я не понимаю.

Если бы эта схема работала долго – лет пять – тогда можно было бы спрашивать. Были бы общие одинаковые условия, ресурсы, вот это все. А здесь? Кто во что горазд. У детей учителя, естественно, разные, я все это вижу.

Лучше всего, по-моему, учителя музыки устроились. Вон дочке прислали прослушать оперу «Руслан и Людмила» и нарисовать картинку. Милое дело!

По моему представлению, дистанционное обучение – это налаженная конференц-связь. Причем, видео. Может, где-то и есть, но не у нас. В общем, пустая трата времени с огромной нагрузкой и на учителей. Выхлоп совершенно не соответствует усилиям. Нет никакого дистанционного обучения. Показуха для начальства».

Психологически трудно то, что учителя не видишь «вживую»

Школьники оказались самой восприимчивой аудиторией для дистанционного обучения. За исключением выпускных классов: девятых и одиннадцатых.

Вот что рассказал одиннадцатиклассник Андрей:

«Мы все с сентября, да что с сентября – с 10 класса на нервах по поводу ЕГЭ. А теперь ситуация вообще непонятная: как, когда сдавать, когда этот  коронавирус кончится? Естественно, с «дистанционкой» все обучение просело. 

Я по себе вижу, что мне не хватает времени на подготовку заданий от учителей, на эту отправку сообщений, созвоны по видеосвязи. Времени нет от слова «вообще». Психологически трудно то, что учителя не видишь «вживую».

Непонятно, похвалил он тебя или поругал. Я хочу в школу».

Девятиклассница Ольга из одной из сельских школ области сказала, что всплыли все конфликты с учителями. И те, которые «вредные», пользуются малейшей осечкой ученика на «дистанционке».

Кроме того, в селе часто слабый интернет, иногда выключают электричество. И «урока» может не быть просто по этой причине.

Главный итог всех интервью и психологического впечатления от общения: школа оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение.