Курсы ЦБ
63.48
73.93

 

Консультация Ivday.ru: какие права есть у пациента при оказании медицинской помощи

Здоровье 701 23.02.18, 19:03
Консультация Ivday.ru: какие права есть у пациента при оказании медицинской помощи

Консультант в данном вопросе - Светлана Москвина, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по детству ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница», автор одной из самых популярных рубрик «Школа здоровья доктора Москвиной».

Право пациента на бесплатное оказание медицинской помощи закреплено в главном документе страны.

41 статья Конституции РФ гласит «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Основной закон, который регулирует медицинскую деятельность это Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Права пациента прописаны в пункте 5 статьи 19 данного закона.

Пациент имеет право на

- выбор врача и медицинской организации

- профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию

- получение консультаций врачей-специалистов

- получение информации о состоянии своего здоровья

- защиту сведений, составляющих врачебную тайну

- отказ от медицинского вмешательства.

Аналогичные права пациента прописаны в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

В статье 16 данного закона указано, что медицинская помощь застрахованным гражданам оказывается бесплатно на всей территории России, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования (этот документ ежегодно принимается Правительством РФ).

На территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, медицинская помощь оказывается в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа не может быть меньше по объему, чем базовая программа.

То есть получить медицинскую помощь бесплатно (по полису ОМС) пациент может в любой больнице любого региона страны при наличии показаний к госпитализации и направления.

А вот вызвать участкового врача на дом или пройти диспансеризацию только в том лечебном учреждении, к которому прикреплен по месту проживания.

Почему до сих пор бытует мнение, что врачи нас обманывают?

Положительный результат от лечения будет достигнут только тогда, когда пациент доверяет врачу. Если есть сомнения в правильности диагностики и тактики лечения можно сменить врача. Об этом мы говорили выше, федеральное законодательство предусматривает такой вариант. Конечно, это сложно делать в небольших районах.

Сейчас распространена услуга «второе мнение», когда пациент консультируется о своем лечении у другого специалиста. Обычно  это платная услуга и предлагают ее частные медицинские центры.

Однако очень часто пациентам сложно определить правильно ли их лечат, они обращаются за помощью к интернету и пытаются «контролировать» процесс лечения исходя из интернет-информации.

Этот процесс значительно затрудняет работу врачей. Врач ценен своим клиническим опытом и знаниями.

Также на федеральном уровне по многим болезням приняты стандарты или клинические рекомендации/протоколы лечения, которые врачи соблюдают.

Все документы размещены на сайте Министерства здравоохранения в свободном доступе и с ними можно ознакомиться.

Куда обращаться если нарушают права пациента?

Если у пациента есть предположение что его права нарушены, в первую очередь необходимо обратиться к администрации лечебного учреждения.

Как правило, большинство вопросов решаются на этом уровне.

При обращении в вышестоящие инстанции заявление передается для рассмотрения в лечебное учреждение.

Поэтому целесообразно при обращении в вышестоящии организации прикладывать копии ответа лечебного учреждения. Контролирующими медицинскую деятельность организациями являются Департамент здравоохранения, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, страховые медицинские организации (СОГАЗ, Спасские ворота) и другие.

Достаточно часто бывают случаи, когда пациенты не выполняют рекомендации врачей, что приводит к тяжелым последствиям. 

Например, при при пороках сердца пациенты не соблюдают рекомендаций, не проходят обследования в положенном сроки и бывают ситуации, когда приходят к нам с уже сформировавшейся сердечной недостаточностью.

Есть ли рейтинг удовлетворенности медицинскими услугами? Или где пациенты могут высказать свое мнение?

Министерством здравоохранения с 2014 года проводится независимая оценка качества медицинских услуг.

Оценку проводят пациенты, заполняя интерактивную анкету на официальных сайтах всех органов государственной власти в сфере здравоохранения и всех медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В анкете основная часть вопросов касается удовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи, сроков ожидания приема врачей-специалистов или госпитализации.

По результатам оценки за 2017 год первое место в рейтинге занимает Областной противотуберкулезный диспансер (75 баллов).

Далее следует Родильный дом №4 (74 балла) и Ивановский областной кожно-венерологический диспансер (73 балла).

Замыкает рейтинг Пестяковская центральная районная больница (62,5 балла).

Каждый пациент может высказать свое мнение, заполнив анкету на сайте департамента здравоохранения или лечебного учреждения.