Курсы ЦБ
66.24
78.07

Особенности проведения тендеров

Пресс-релизы 370 06.06.18, 00:48
Особенности проведения тендеров

Понятие тендера пришло к нам из английского языка. В переводе оно означает процесс проведения торгов или конкурса. По сути, эти слова и указывают на принцип мероприятия. Тендеры действительно проводятся на конкурсной основе, а одно из важных условий – соответствие предложений участников требованиям и условиям организатора.

Важной особенностью является то, что участники не могут заранее ознакомиться с проектом своих конкурентов, т. е. претендентов на победу. А также они не имеют права оказать какое-либо влияние на ход мероприятия посредством воздействия на судей. Последние тоже не могут внести какие-либо изменения в правила и условия без предварительного согласования со всеми участниками процесса.

Основные разновидности

Тендеры отличаются по принципу проведения. Это первое и важное различие, которое определяет весь ход процесса. По этому параметру конкурсные мероприятия бывают:

  • закрытые;
  • открытые;
  • двухэтапные.

Кроме того, выделяют ещё один интересный способ ведения – запрос котировок. Прибегают к нему в случае, если есть заказ на производство серийных товаров. Данное мероприятие подразумевает выяснение предложений от потенциальных исполнителей. То есть, организатор запрашивает котировки стоимости у участников торгов, после чего выбирает наиболее выгодную для себя цену.

Закрытые тендеры проводятся для ограниченного круга юридических и физических лиц. Им заранее рассылают приглашения, никто другой не сможет самовольно принять участие в закупке. Важно и то, что информация о проведении, результаты не оглашаются общественности. Обычно к закрытым торгам прибегают, если предметом закупки выступает сложный продукт, объект гостайны. Открытый тендер, наоборот, отличается тем, что в нём могут участвовать все желающие. Для таких мероприятий характерна широкая аудитория. Более того, для привлечения исполнителей заказчики прибегают к рекламе и оповещениям через СМИ. Участниками здесь выступают не только физические, но и юридические особы. Факт завершения и результат закупки тоже оглашаются через СМИ. Организатор уведомляет победителя письменно.

Интересный формат конкурсного мероприятия представляют собой селективные торги. По сути, это симбиоз двух видов – открытой и закрытой закупки. На первом этапе селективного тендера в нём могут участвовать все поставщики, кто желает получить контракт. Но потом следует 2 стадия – определение победителя. Проходит она по принципу закрытых торгов, когда среди потенциальных исполнителей остаются те, которых выбрал заказчик. Информация о победителе селективной закупки не разглашается.

Двух- или многоэтапные тендеры – самые сложные. Чёткого порядка их проведения ещё нет, поэтому часто случается путаница. Проводят их по открытому или закрытому принципу. В основном к многоэтапным торгам прибегают, когда объектом выступает технологический или научный продукт. Основная идея заключается в том, чтобы найти опытного поставщика. На 1 стадии организатор изучает все заявки и предложения, что позволяет ему конкретно выразить свои требования, то есть, добавить установки; 2 этап – непосредственное определение победителя. Проводится такой тендер согласно законодательным нормативам. Но часто загвоздка случается в процессе корректировки требований организатора. Нередко они расходятся с правилами.

Объекты торгов

Тендеры проводятся относительно самых разных проектов. По ссылке можно изучить актуальные предложения, наиболее ходовые и востребованные, что поможет сориентироваться в потребностях современного общества. В целом, объектами конкурсных торгов выступают товары, различные услуги или же реализация задуманного проекта на выпуск продукции, разработка плана и пр.

Кроме того, тендеры могут быть направлены на приобретение или реализацию. В первом случае объектом выступает какая-либо продукция, которую организатор желает закупить у производителей и ищет наиболее выгодные условия сотрудничества (стоимость партии, скорость изготовления, доставка до склада и пр.). Во втором случае заказчик подбирает исполнителя для реализации какой-то идеи – построить, написать, создать и пр. Принцип и направление тендеров напрямую зависят от того, что именно выступает объектом торгов.