Курсы ЦБ
59.65
69.47

Олег Чесноков: «КРАКАТУК - сюжет, который строится на трюках»

В Иванове 2808 16.12.10, 19:55
Олег Чесноков: «КРАКАТУК - сюжет, который строится на трюках»
В Ивановском Музыкальном театре 17-19 декабря взорвется «бомба современного театра»

Именно так критики окрестили спектакль «Аврора. Спящая красавица» после его премьеры на Лазурном берегу в Национальном театре Ниццы. Второе шоу нашумевшего театр-цирка «КРАКАТУК» действительно поражает как сознание, так и воображение. Не зря авторитетная французская газета Le Mond написала, что «Аврора» - это совершенно необычное шоу, не совсем театр и не совсем цирк, а некий микс этих видов искусства». В чем и смогут одними из первых в России убедиться ивановские зрители, поскольку премьера «Авроры» в Москве намечена лишь на 25 декабря.

«Аврора. Спящая красавица» — вторая грандиозная постановка театра-цирка «КРАКАТУК». Первой было шоу «КРАКАТУК» по сказке Эрнеста Теодора-Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», появившееся в 2004 году и завоевавшее гран-при Международного фестиваля искусств во Франции.


Буквально за два дня до начала выступлений театр-цирка «КРАКАТУК» сцена Ивановского Музыкального театра уже напоминала стройплощадку своего рода театрального CITY. Десятки человек собирали автоматическую конструкцию высотой 12 метров, которую можно автономно установить на любой сцене, но зритель ее при этом не увидит. Но именно благодаря ей у них появится возможность оценить весь масштаб и размах постановки.

«В «Авроре» очень много трюков, которые действительно опасны, поскольку выполняются они на высоте нескольких метров и без страховки. При этом в спектакле зрители увидят практически все жанры циркового искусства — воздушных гимнастов, акробатов, жонглеров, эквилибристов, иллюзионистов», - рассказывает генеральный продюсер театр-цирка «КРАКАТУК» Олег Чесноков.

Несмотря на некоторую флегматичность он создает впечатление человека бескомпромиссного и на 100%уверенного, в том что делает. Благодаря синтезу театра и цирка господин Чесноков перевернул представление многих о знакомых с детства сказках, создав одновременно фантасмагорически зрелищное и реалистично психотерапевтическое действо. «Аврора» вызывает у зрителей совершенно полярные эмоции, но никого не оставляет равнодушным. Ведь не зря перед премьерой были устроены специальные показы шоу, на которых присутствовали психологи и психотерапевты.

Ведь привычной классической хореографии и даже слов в спектакле «Аврора» нет, поскольку суть происходящего на сцене передается языком «КРАКАТУКА». Языком трюка, жестов и мимики, понятным как детям так и взрослым. «Мы пытались добиться того, чтобы в ходе шоу зрителю стало не важно, сколько ему лет, какое у него настроение, что ждет в будущем, - добавляет Олег Чесноков. – Наша цель - вызвать у зрителей сильные эмоции и даже страсти, которых не так много в обыденной жизни».

- Олег, вы второй раз с выступлением в Иванове, что ожидать зрителям от нового проекта «Аврора. Спящая красавица»?

- Наше первое шоу «КРАКАТУК» прошло в вашем городе еще четыре года назад, но самые благостные воспоминания как об Иванове, так и его жителях, остались. Надеюсь, что они не изменятся и после очередных гастролей. В свою очередь и в своем новом проекте мы продолжаем придерживаться принципов и убеждений, заложенных еще в «КРАКАТУКе». Мы языком театра и цирка рассказываем настоящие сказки, пусть не всегда детские и не всеми любимые, но философские, глубинные и актуальные. В этом их основное преимущество, поскольку толковать сюжет можно сквозь призму сегодняшнего дня. В этот раз мы взяли за основу не только сказку итальянца Джамбаттисты Базиле «Красавица в спящем лесу» (по сюжету которой и был поставлен балет «Спящая красавица»), но и ее более позднюю версию авторства Шарля Перро. Но опять же, специфика как шоу «КРАКАТУК» (поставленного по мотивам «Щелкунчика», - Авт.) так и «Аврора. Спящая красавица» позволяет зрителю по-другому взглянуть на эти известные литературные произведения. Ведь либретто балетов по их мотивам полностью не передают смысл этих сказок, заложенный еще авторами. Я уверен, что благодаря нашему шоу это определенным образом удается. И если зрители «откроют» для себя «Спящую красавицу» по-новому, то это и станет для них главным сюрпризом.

Режиссер-постановщик «Авроры» - 26-летний режиссер Василий Бархатов, известный по постановкам в Мариинке и Большом театре.


- Но современный зритель идет на подобные шоу в первую очередь не ради «пищи для ума», а за зрелищем?

- «Спящая красавица» это достаточно занимательная сказка. Даже несмотря на то, что она несет глубокий повествовательный смысл, и особых действий по сюжету в ней не происходит (в отличие от того же «Щелкунчика», где сплошной экшн, взять хотя бы «мышиные» войны), и фабула сказки о взрослении девочки лежит на поверхности. Соглашусь, этого мало для того, чтобы делать яркое качественное шоу, интересное современному зрителю. Но мы показываем эту историю в призме сегодняшнего дня. Ведь сейчас в обществе столько 18-20-летних «спящих красавиц», которые ничего не делают и только спят в ожидании, когда их поцелуют, что диву даешься. И наша реальная история «спящей красавицы» рассказывает о том, что ждать особенного чуда можно сколько угодно, но, прежде всего, надо действовать, чтобы оно произошло. Тем самым шоу будет интересно не только молодежи. Это большой универсальный семейный проект, который не имеет определенного формата. Здесь соединились и театр и цирк и определенные технические достижения. Это ассоциативный театр, в котором известная всем сказка в современной вариации поставлена так, что заставляет многих задуматься о нашей жизни, кто мы, зачем мы родились, и чего мы достойны? Да, в нашем шоу много спецэффектов, акробатических и гимнастических трюков, световых инсталляций, пиротехники. Но это не мешает, а наоборот помогает создать настроение и передать истинный смысл произведения Перро, приблизив его к современным реалиям. Конечно, смотреть, как сто лет спит красавица, это, конечно, замечательно, но ритм жизни сейчас другой (смеется).

avrora-krakatuk-2.jpg

- Вы придерживаетесь позиции Федерико Феллини, который в своем творчестве четко обозначил, что цирк может стать идеальным отображением реальной жизни людей?

- Цирк – это великая вещь. В отличие от всех других жанров он самый честный. В цирке нельзя как в кино смонтировать, спеть и сыграть под фонограмму как в музыке, переписать заново как в литературе, повернуться не в ту сторону как в балете. Это особенный жанр, построенный на трюках, в котором люди благодаря таланту подчас балансируют на грани между жизнью и смертью, что невозможно сыграть. Поэтому это самый откровенный вид искусства, в котором фальшь нельзя спрятать не за спецэффектами, светом или музыкальным сопровождением. И я признаю, что в своих фильмах великий Феллини это прекрасно отобразил, сознательно используя различные цирковые формы и трюки. И как мне кажется, именно благодаря пониманию честности, которое должно нести искусство, Феллини смог умело подчеркнуть всю значимость вечных ценностей. Именно поэтому его фильмы не устаревают и всегда актуальны. Настоящее искусство всегда вечно.

- На ваш взгляд, различные псевдо реалити-шоу «Цирк», «Минута славы» не дискредитируют в сознании зрителей цирк, как нечто магическое и уникальное?

- Меня подобные шоу не раздражают, хотя я их и не смотрю. Каждый человек выбирает, что ему нравится, и смотрит, то, что он хочет. Скажу вам больше, существуют более действенные методы запудривания и затуманивания мозгов обывателей чем подобные шоу. Взять хотя бы социальные сети, когда некоторые могут неделями жить в виртуальной реальности с ощущением, что вокруг них масса людей, с которыми они могут общаться, делиться переживаниями, разве что, чай вместе не пить. Хотя и это в последнее время уже стало возможным (улыбается). Но это реалии нашей жизни, и от них никуда не денешься. Хотя стоило бы, поскольку когда люди понимают, что связаны по рукам и ногам коммуникативными гаджетами, то они все чаще и чаще осознают, что одиноки. Этот момент одиночества, своего рода сна, когда находясь в поисках идеальных друзей в соцсетях ничего в реальности не предпринимается, мы также затрагиваем и в нашем шоу «Аврора. Спящая красавица». Поэтому мы и говорим, что в рамках представления зрителей ждут открытия и духовного плана. Мы специально перед премьерой приглашаем на закрытый просмотр наших выступлений психологов и психотерапевтов, чтобы они дали оценку, ведь мы готовим шоу для людей всех возрастов. И в большинстве случаев, их оценка такова: «если страшно, то действительно страшно, если весело, то действительно весело».

- Что касается реалий вашего проекта: частный цирк прибыльное дело?

- В России, по сути, очень трудно иметь доходный бизнес, если ты не занимаешься чем-то вроде добычи и продажи полезных ископаемых (улыбается). Здесь стоит заметить, что «КРАКАТУК» это очень большая труппа, и все наши проекты сложно-постановочные. В России аналогов нашему театру-цирку не существует, впрочем, подобных творческих объединений и в Европе немного. И, то, что мы существуем уже шесть лет, наш артистический состав постоянно «наращивает себе мышцы», имея возможность делать новые постановки, изобретать новые технические возможности, считаю основным достижением. Не буду скрывать, что только за счет прибыли от представлений этого бы не произошло. Нам помогают меценаты и спонсоры. Большую поддержку оказывает комитет по культуре Государственной Думы.

Бюджет спектакля «Аврора. Спящая красавица» составляет более 5 млн евро.


- Как определяются цены на ваши представления?

- Обычно снизить стоимость билетов позволяет организационная и административная поддержка местных властей. И, Слава Богу, иначе бы многие не смогли посетить шоу из-за дороговизны билетов. Ведь на наши шоу часто приходят целыми семьями. В Иванове, в частности, с той же рекламой помогли городская администрации, областной департамент по культуре. Как это не странно, но реальную помощь оказало и региональное отделение партии «Единая Россия». У многих это может вызвать определенный скепсис или саркастическую улыбку, но благодаря этому билеты на «Аврору» намного дешевле, чем в той же Москве. И эту помощь ощутит каждый ивановский зритель. А любого благого дела стесняться не стоит.

- Вы гастролируете со своими шоу и в Европе. Адаптируете ваши спектакли конкретно под европейского и российского зрителя?

- В этой связи вспоминается случай, произошедший в Пензе, где мы своим шоу «Аврора. Спящая красавица» открывали новый театр. Один из представителей местного культурного бомонда тогда сказал, что это невероятное зрелище, но нашему зрителю необходимо как минимум еще 10 лет для того, чтобы полностью понять и оценить всю суть, масштаб и эксклюзивность постановки. Но лично я не считаю провинциального зрителя ханжой, привыкшего к классическому театру, остановившегося в развитии. Поэтому и в Европе и в России (что в мегаполисах, что в провинции) мы демонстрируем совершенно одинаковые варианты выступления. Мы делаем шоу ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ, не задумываясь о его возрасте, национальности, социальном статусе. Еще Станиславский говорил, все жанры хороши, кроме скучного. Этого принципа мы и придерживаемся в своем творчестве. Главное, чтобы оно давало толчок к развитию, доказывало, что в жизни есть масса интересного, а не только «Дом-2». Это и есть главный лейт-мотив «Авроры»: «Нужно не спать, а необходимо начинать творить, что умеет каждый». И если хотя бы одного человека мы «разбудим» этой историей, то это уже показатель, что мы не зря создали это шоу.

- С «кадровой» проблемой часто сталкиваетесь?

- Полностью «готовые» для нашего шоу кадры ни одно учебное заведение не выпускает. В труппе есть выпускники и Щукинского театрального училища, и Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева, много профессиональных спортсменов. В любом случае все они проделывают очень большую работу, дабы войти в шоу, поскольку каждый артист «КРАКАТУКа» - это многожанровый универсальный артист, который, играя, живет на сцене. Благодаря этому и создается та мощная энергетика, которая мгновенно вовлекает зрителя в действо. Если помните, раньше артист должен был уметь не только петь и танцевать, но и прыгать и играть на сцене. К сожалению, эта школа сейчас потеряна. Не скажу, что наш цирк-театр ее возрождает, мы пытаемся добавить что-то свое, но и от универсальности не отходим. При этом для нас всегда важно не то, насколько человек умеет высоко прыгать, а то, насколько велико его желание стать настоящим артистом. В нашей практике есть случаи, когда люди, не умевшие ничего, становились ведущими артистами, благодаря умению работать над собой и собственной целеустремленности.

- Получается, что любой желающий может попробовать себя в роли участника вашего цирка-театра?

- Всегда рады видеть талантливых людей. На сайтах krakatuk.ru и avrorashow.ru есть все контакты. Двери нашего театр-цирка открыты. Правда, мы даем всего два месяца, чтобы человек мог доказать, что он подходит нашему шоу, «дышит» с нами одним воздухом.

- С проблемой переманивания артистов сталкивались?

- Случается и такое. К примеру, цирк №1 в мире «Дю Солей» работает только с «готовыми» артистами и никогда не учит их сам. У нас же существует собственная школа «КРАКАТУК». Это необходимо. Ведь тот же «Дю Солей» – это дивертисмент, нанизанный на определенный сюжет, а «Кракатук» - сюжет, который строится на трюках. У многих наших артистов, конечно, есть первоначальная (хореографическая, цирковая, театральная, спортивная) подготовка, но в нашем театре каждому приходится делать гораздо больше того, чему его научили. Тем самым они становятся очень востребованными в Европе.

- И традиционный вопрос: чем планируете удивить в ближайшее время?

- Когда мы сделали «КРАКАТУК», в основу которого была положена музыка из балета Чайковского «Щелкунчик», то уже тогда задумались, что рано или поздно вновь вернемся к творчеству этого великого композитора. Благо он «написал» целых три балета, которые считаются одними из самых известных в мире. Мы решили сделать триптих. Поэтому и решили поставить «Спящую красавицу». Далее видимо будет постановка «Лебединого озера» в современной интерпретации. Открою небольшой секрет, в «Авроре» воды используется немного, в следующем ее будет больше. Хотя по названию можно об этом и догадаться (смеется).