Курсы ЦБ
59.65
69.47

Любимец моды легкокрылой

В Иванове 1927 05.06.11, 15:18
Любимец моды легкокрылой
Александр Сергеевич Пушкин… Каким вы представляете себе великого писателя? Наверное, таким, каким он изображен на своем самом известном портрете: в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди, а взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: «Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум» Донес до нас облик поэта художник Орест Кипренский, чья судьба не менее драматична, чем судьба самого Пушкина.

Тайна рождения

Родился Орест в Петербургской губернии в 1782 году у крепостной девушки помещика Дьяконова. Его записали сыном дворового человека Адама Швальбе. Но то, что происходило с мальчиком потом, например, сразу после рождения ему и его матери была дана вольная, говорило, что на самом деле он – незаконнорожденный сын самого помещика. В 1788 году, под фамилией Кипрейский (позже измененной), он был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств. Курс обучения закончил в 1803 году, когда ему был 21 год, юноша был оставлен стипендиатом при Академии на шесть лет, за которые он обрел славу талантливого портретиста романтического направления.

Molodoy-sadovnik.jpg
«Молодой садовник» (1817)

Совсем юным он шагнул в искусство России на пороге XIX века и буквально в десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в Петербурге появился огромный талант. В те годы он написал несколько картин, упрочивших его славу портретиста. Среди них портреты Ростопчиной, Челищева, Перовского... Наиболее известным портретом того периода стал знаменитый портрет Давыдова. В этом романтически приподнятом образе отразилось целое поколение, которому еще предстояло совершить подвиг во имя Родины. На портретах Ореста Адамовича всегда существовали не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей - их страдания, порывы, мужество и любовь. Все это выражалось в их облике, было перенесено на холст.

Davydov-portret_0.jpg
«Портрет Лейб-гвардии полковника Е. В. Давыдова» (1809)

Академик

За представленные портреты Академия художеств присвоила Кипренскому звание академика. Случилось это в 1812 году, перед самой войной с Наполеоном.

Война застала Кипренского в Твери, при дворе принцессы Екатерины Павловны, любившей окружать себя людьми искусства. Художник снова взялся за портреты, только на этот раз не живописные, а карандашные. Кипренский словно спешил увековечить своих современников: серия портретов того времени рисует своеобразный групповой портрет русского общества в героическое военное время. В этой серии преобладали портреты военных - Бакунина, Ланского, Оленина… Затем к ним присоединилась галерея деятелей искусств. В 1816 году был написан замечательный портрет Василия Жуковского. Орест Кипренский в сравнительно молодые годы обрел заслуженные славу и почет.

Но сам он почему-то этому не был рад. Дело в том, что сам художник почему-то считал, что его настоящее призвание – это монументальные исторические полотна. А портреты – это так, баловство, для заработка. Лишь сюжетное полотно на героическую тематику, считал Кипренский, его обессмертит. Поэтому он, едва в Европе воцарился мир, напомнил Академии, что имеет право на заграничную стипендию, и уехал в Италию. Там он решил писать большую работу. Сначала он выбрал сюжет «Аполлон, поражающий Пифона» - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но даже как следует не приступил к этой картине. Затем он написал «Анакреонову гробницу», выставил ее в Риме, однако полотно совершенно не пользовалось успехом. Попытка Кипренского вернуться к классицизму не имела успеха, но по-прежнему находил спрос его талант портретиста. В это время Кипренский создал такие шедевры, как портреты Щербатовой и Голицына. Картина, изображающая князя Голицына, написана в глубоких, бархатистых коричневатых и синих тонах. Позади сидящего бледного князя виден Рим, купол собора святого Петра, темные деревья и небо, покрытое пышными грозовыми облаками – такими, как на картинах старых мастеров. Вот от этих полотен итальянское общество было в восторге, так что галерея Уфицци даже заказала ему написать свой автопортрет. Это было весомым признанием заслуг мастера. Неслучайно итальянцы называли его творчество «светоносным» и сравнивали с творчеством Рубенса.

Chitateli-Kiprenskiy.jpg
«Читатели газет в Неаполе» (1820)

Известен впредь мой будет вид

Кипренскому пришлось покинуть Италию в 1822 году, когда ему перестали платить стипендию. Последней его зарубежной работой был портрет Авдулиной – автор очень хорошо передал душевный мир изображенной женщины, одновременно хрупкой и холодной.

В российской столице художника встретили холодно. Орест Адамович и не знал, возвращаясь, что его жизнь за границей обросла невероятными слухами и кляузами. Слухи ходили вокруг двух историй. Первая была связана с тем, что Кипренского подозревали в убийстве собственной натурщицы, а вторая – с позировавшей ему для картины ‹‹Анакреонова гробница›› восьмилетней девочкой Мариуччи Фалькуччи. Кипренский в ней души не чаял и, узнав, что её мать ведёт непристойную жизнь, приютил у себя. Когда ему было предписано возвратиться в Россию, он устроил Мариуччу в закрытое заведение.

В этот период жизни Кипренского вкусы публики успели сильно перемениться, что повлекло забвение бывшего триумфатора. Пытаясь поправить положение, Кипренский даже дописал своего «Аполлона, поражающего Пифона», но успеха полотно ему не принесло. Впрочем, положение постепенно выравнивалось, художнику опять начали заказывать портреты. Одним из пиков его карьеры можно назвать созданный в 1827 году вышеупомянутый портрет Пушкина. В нем он с тщательно передал замкнутость поэта в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души среди суеты.

Kiprensky_Pushkin.jpg
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1827)

Последние дни

В 1828 году Кипренский покинул Россию - его не оставляла мысль найти Мариуччу. Девушку он разыскал только через год и договорился о браке, следующие годы Кипренский потратил на то, чтобы выправить своё материальное положение. Только в 1836 году он сумел заработать необходимую сумму для того, чтобы расплатиться с долгами. Великий художник принял католичество, а в июле того же года женился на прекрасной Мариучче. Спустя три месяца, в октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления лёгких, оставив беременную жену вдовой. Великого художника похоронили в Римской церкви, а спустя определенный срок Мариучча родила дочь Клотильду. Через несколько лет вновь вышла замуж - далее судьба вдовы и дочери художника неизвестна.

Avdulina-portret.jpg
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1822)

Torvaldsen-portret.jpg
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1833)

Hvostova-portret.jpg
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой (1814)