Курсы ЦБ
65.40
75.65

Дмитрий Куликов: "19 рублей за проезд - это уже откровенное экономическое давление на перевозчиков"

В Иванове 844 04.09.18, 20:58
Дмитрий Куликов: "19 рублей за проезд - это уже откровенное экономическое давление на перевозчиков"

Генеральный директор компании ООО «Экспресс-Лидер» - крупнейшего перевозчика, обслуживающего городские и пригородные маршруты Ивановской области, – персона в городе известная, прежде всего, своей принципиальностью и ответственностью.

Номер мобильного телефона Дмитрия Куликова есть в каждом автобусе компании. Он открыт для диалога, как с пассажирами, так с водителями/кондукторами, и с властью.

Поэтому то, что сегодня происходит в Иванове с автобусными перевозками, и есть ли реальные, выполнимые эффективные и безболезненные пути выхода из надвигающегося коллапса, редакция городского портала IvDay.ru обсуждает именно с ним.

Беседа будет интересна всем, кто, имеет хоть малейшее отношение к общественному транспорту: людям, которые им пользуются, водителям, которые их возят, чиновникам, которые дают разрешения перевозчикам на работу и выставляют им требования. А также общественникам, модераторам и активистам социальных групп, которые беспрерывно критикуют деятельность перевозчиков.

- Дмитрий Николаевич, какие городские маршруты обслуживаете?

- Маршруты №№ 7, 8, 12, 13, 14, 30 и 39. Вопреки распространенному мнению, что маршрут № 7 «вкусный», иными словами, очень прибыльный для перевозчиков, в действительности конкретно для автобусов это далеко не так. Да, для маршруток он очень хорош в плане собираемости денег. А для автобусов средний. А изо всех, что мы обслуживаем, самый хороший – 14-й. Он проходит через магистральные улицы, идет мимо двух парков: им. В.Я. Степанова, Харинка; двух вокзалов - в Авдотьино.

- Наболевшее, о чем очень хочется спросить в первую очередь: кто сегодня работает на автобусах? Многие водители, к сожалению, не знают элементарных правил вежливости.  

- Проблема в другом: водителей нет совсем. Я имею ввиду тех самых водителей, которые прошли школу ПАТП №1, которые вышли оттуда. Старожилам своего дела далеко за 50 лет. Они дорабатывают до пенсии. С городских маршрутов мы их пересаживаем сначала на пригородные, потом на междугородние, где работать полегче. А тех, кто целенаправленно идет учиться на категорию «Д», чтобы потом работать в сфере пассажироперевозок, их реально очень мало. Почти нет.

- Значит, что-то их не устраивает. Наверное, заработок. Или понимают, что работать тяжело физически.

- Изначально никого не притягивает эта профессия. По поводу зарплаты скажу следующее. При нормальном режиме труда (это 8 часов за рулем, одна смена) она едва дотягивает до 16 тыс. рублей. Пример. Маршрут № 116. Сейчас там установили тахографы для контроля соблюдения режима труда и отдыха. То есть водитель должен максимум в сутки провести в движении 8 часов. Поэтому нужно два водителя. А теперь посчитаем.

Если средняя выручка с автобуса составляет максимум 8 тыс., то, умножив ее на 20%, полагающихся водителям, мы получаем 1 600 рублей. И делим на двоих водителей. Получается 800 рублей в день. Таких смен в месяц у водителя будет 20. Итого заработок 16 тыс. рублей. Это идеальный случай. А бывают ремонты, сходы, ДТП или заболеет кто-то из экипажа… Одним словом, людей эта работа никак не привлечет. На эту же зарплату можно в другом месте устроиться, где ответственность и дисциплина нужны не такие железные.

- Получается, что мы приближаемся к транспортному коллапсу?.. От работы общественного транспорта зависят комфорт, условия жизни жителей и гостей Иваново. Как решить проблему? Поднимать зарплату. А за счет чего?

- Самый первый, главный шаг – это оптимизация маршрутной сети. Нужно понимать, что водителей не хватает, нормальных (опытных, ответственных, стрессоустойчивых, покладистых) водителей мы набрать не можем совершенно. Люди, которые приходят со стороны, с грузовиков, из дальнобойщиков, охранников, возвращаются назад. У них просто не выдерживает нервная система. Поначалу тяжело и физически. Здесь должен быть человек с железной психикой и нервами. Водителем автобуса/троллейбуса "надо родиться". Чтобы обучиться и выйти на линию работать, человек как минимум должен быть сильным духом. Потому что во многих случаях ты идешь на переработку, а зарплата никакая.

- Итак, оптимизация маршрутной сети. Разъясните.

- Оптимизировать – это, значит, в основном, сокращать транспортные средства категории М2 (малый класс, марки «Форд», «Фиат», «Транзит»). И пассажиров перевозить на более вместительных автобусах. Но не все маршруты подходят под операцию «оптимизация». Например, маршруты № 15 (пл. Пушкина – ЖБК); № 17 (м. Харинка - м. Новая Ильинка), пригородный маршрут № 144, он обслуживает село Богородское - здесь пассажиропоток летом в выходные дни высокий, потому что люди едут к местам захоронений. А в будни и зимой там вообще нет никого. На работу уехали, вечером приехали. Здесь большие автобусы не нужны.

Вместимость транспорта должны быть указана, оговорена организатором перевозок (мэрией, департаментом дорожного хозяйства и транспорта), когда разыгрывают лоты между претендентами на конкурс по обслуживанию маршрутной сети. К слову, ивановская администрация – инициатор того, чтобы на маршрутах полностью заменить автобусы категории М2 на М3.

Лично я это поддерживаю. Аварийность меньше, потому что количество машин меньше. Плюс скоростной режим у автобусов чуть меньше. Да и водителей туда набрать станет проще. С тех же маршруток. Их лишний раз проинструктировать, принять документы, провести необходимое медицинское освидетельствование и принять на работу.

- К вопросу об аварийности. Редкий день проходит без сообщений ГИБДД об авариях с участием маршруток или автобусов, когда водитель резко тормозит, и пассажир падает, получает травмы, вплоть до переломов позвоночника.  

- До 2007 года такого понятия, как падение пассажира, не было. А маршруток, вспомните, было в разы больше: 27-й, 1Б, «копейка», 55-й. Но это не значит, что аварий тогда не было, и люди не получали травмы в салоне общественного транспорта. При обильном засилии маршруток в городе аварии были. Просто тогда они не были учетными. Их не квалифицировали как ДТП.

Но приняли закон, и эти ДТП с падениями, получениями травм в салоне, стали считать и фиксировать. А за нежелание водителя маршрутки/автобуса оформлять ЧП как дорожно-транспортное происшествие, стали привлекать за уезд с места ДТП.

- Расскажите, как регулируется деятельность перевозчиков?

- Многие перевозчики получили свидетельства на право осуществления перевозок (раньше был договор – прим. авт). Их выдают в соответствии с новым ФЗ № 220 от 2015 г. Премьер-министр России Дмитрий Медведев, который этот закон одобрил, прямо показывает нам ст. 39-й ФЗ 220, чтобы организатор перевозок по истечение срока действия договора выдал перевозчику свидетельство на ближайшие 5 лет. И только когда эта пятилетка (ее, к слову, называют переходным периодом) закончится, устроить новый конкурс. То есть свидетельства выдадут "автоматом"...

Правда, есть нюанс: если организатор перевозок не расторгнет с перевозчиком договор до его окончания действия. Здесь важна регулярность перевозок. Признаюсь, я бы с удовольствием отказался от 119-го маршрута (кладбище Ново-Талицы – автовокзал). Но как я откажусь? Он убыточный, в тягость. Но он идет в одном договоре со 141-м маршрутом, более-менее рентабельным.

В одном договоре специально соединяют рентабельные и нерентабельные маршруты. И это правильно. Кто бы отдельно взял этот 119-й? А пострадали бы люди.

Вот, например, 12-й маршрут (Горино) был у меня в одном договоре с другими маршрутами. Когда мне выдали свидетельства на разные маршруты, я мог прийти и сдать свидетельство на маршрут № 12, так как он убыточный. Но я этого не делаю.

Откажусь – пострадают люди. Надо учитывать, что это социально-ответственный бизнес.

- Есть границы этой социальной ответственности?

- У меня много этой социальной нагрузки. А бонус – стабильность. Пока она есть. Ведь могут давить, вытолкнуть с маршрута. Этого многие перевозчики опасались, когда на пост мэра назначили Владимира  Шарыпова.

К слову, именно при новом мэре в декабре 2016 года свою деятельность возобновил Консультативный общественный совет перевозчиков при комитете по транспорту и связи администрации г. Иваново. Он существовал с 2007 года, но как-то неактивно. Это возможность установления конструктивного диалога с властью. И, как ни странно, работает.

Владимир Шарыпов начал конкретно требовать, в том числе, замены маршруток на большие автобусы. Мы его понимаем: сейчас в городе перенасыщение маршруток. Особенно на маршруте № 7. Мы там ничего не успеваем заработать из-за маршруток.

Но в данном случае, я считаю, подходить нужно индивидуально. И стоит отдать должное некоторым перевозчикам: сами проявили инициативу. Возьмем, например, 35-й маршрут. Раньше там каталось более 30 «Фордов». Потом поехали газовые «ПАЗики».

- Дмитрий, как вы относитесь к критике – пассажиров, общественников?

- Номер моего сотового телефона есть в автобусах нашего предприятия, наверное, аж с 2006 года. Мне важно напрямую общаться с людьми. Так же, как и с водителями, кондукторами. Связь с ними держу персонально, только напрямую.

Критику я люблю и ценю, если она здравая. Она подстегивает к грамотной организации работы. Когда мы только стали работать, по 121-му маршруту было масса жалоб. Маршрут был с Михалева до областной больницы. Длиннющий, 30 км. Пассажиры сами начали жаловаться. В итоге мы убрали все маршрутки, маршрут с согласия областного департамента дорожного хозяйства и транспорта сократили до Меланжевого комбината, поставили пять автобусов с интервалом 20 минут. Ездим строго по графику. И никаких жалоб. Критика людей нам помогла.

- А в соцсетях? Проблемы транспорта там обсуждают постоянно…

- Если вы хотите быть услышанными, обращайтесь либо к перевозчику, либо в комитет по транспорту и связи администрации г. Иваново, или региональный департамент дорожного хозяйства. Во всех группах реально много правильных мыслей. Но в основном там идет либо лоббирование интересов какого-либо перевозчика, либо субъективные мышления. Но часто еще и провокации.

- А жгут сейчас автобусы, как лет восемь назад?

- Все успокоилось. Наверное, люди понимают, что отомстить можно по-другому. Например, спровоцировав конкурента. Недавно был случай, когда подрались водители. Один работал на легальном автобусе. Другой – на нелегальной маршрутке. Было это около полугода назад на маршруте № 35. Рассказываю детали. Водитель автобуса выезжает по графику, полный бак заправлен, в салоне чистота. Есть карта маршрута, путевка. Поехал. И перед ним начинает маячить какой-то «Форд». Специально маячит. Водитель автобуса вышел и дал ему в лоб. Ну и по стеклу. Замяли дело. Но это была провокация. А в сети информацию преподнесли со смещенным в криминальную сторону акцентом.

- Есть ли сейчас дублирование маршрутов?

- Оно есть, и оно сумасшедшее. Но сейчас в правительстве решается вопрос о передаче части полномочий (а читай – передачи маршрутов)  межмуниципальных администрации города. И это правильно. Объясню, почему.

Юридически правильно, когда разграничен организатор перевозок:  администрация г. Иваново (это городские маршруты) и областной департамент дорожного хозяйства и транспорта (пригородные и межмуниципальные сообщения). Но в связи с тем, что два организатора перевозок фактически не согласовывают свои действия друг с другом по организации новых маршрутов, изменению действующих и т.п., то получаем то, что сейчас. Предполагаю, что после передачи маршрутов межмуниципального сообщения в городскую администрацию (фактически мэру Шарыпову), ситауция начнёт меняться в лучшую сторону для всех: как для пассажиров, так и для перевозчиков.

- Давайте с примерами, конкретнее.

- Пример. Маршрут № 136 дублирует на 100% маршрут № 1. Он идет в Кохму, а другая конечная - гарнизон, одна остановка, отделяющая от конечных маршрутов №№ 1, 7. Проблема в том, что здесь два разных организатора перевозок: мэрия (маршрут № 1) и департамент (маршрут № 136). Найти компромиссное решение, которое не ущемит интересы ни того, ни другого перевозчика, сложно. Но это нужно сделать. И после передачи части полномочий мэрии это будет сделать проще и оперативнее.

- Дмитрий, вопрос о стоимости за проезд. 21 рубль – это рентабельно?

- Это не экономически обоснованная цена. Нам Департамент энергетики и тарифов Ивановской области всегда указывает теперь на порядок в 220-ФЗ, где мы, все частные перевозчики, работаем по регулярным маршрутам с нерегулируемым тарифом. То есть можно ставить любую цену.

21 рубль – это тариф даже после подорожания социальный. Вообще обоснованный тариф 23 рубля. И это не секрет. Вичугское предприятие принесло все документы, всю бухгалтерию, и сдали ее в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области: экономически обоснованная цена получилась 23 рубля!

Департамент сказал: мы посмотрим, проверим. Но и впоследствии нам никакого повышения тарифа ожидать не стоит от Департамента энергетики и тарифов. И поэтому те, кто работает по договорам, вынуждены и обязаны будут до конца действия договоров работать по старому Постановлению Департамента, которое действует аж с 1 января 2016 года.

Три года мы по одному тарифу ездим. Это просто ненормально! Часть автобусов по 111-му, 116-му и все автобусы по 121-му – по договору до 30 декабря 2020 года будут перевозить людей за 19 рублей. Я не имею право поднять. Вот это уже откровенное экономическое давление на перевозчиков. 

Фото с сайта фотобус