Курсы ЦБ
56.27
62.92

Арсений Трофим: «Моя жизнь – это мое творчество»

В Иванове 2092 04.12.10, 14:44
Арсений Трофим: «Моя жизнь – это мое творчество»
Благодаря своему творчеству, он покорил сознание одновременно и синемафилов и меломанов. Он, единственный в России, кто, говоря языком музыки, умеет оживлять немое кино. Он – тапер, человек, который озвучивает фильмы начала прошлого века. От классических шедевров Чарли Чаплина до футуристического «Метрополиса» Фрица Ланга.

Субтитры творческого пути музыканта и композитора Арсения Трофима, уже давно обласканы восторженными отзывами критиков. Но он не скрывает, что ему есть к чему стремиться. И продолжает дарить свой столь неординарный для России талант, открывая новые горизонты для всех ценителей настоящего живого кино. «Если сильно не увлекусь музыкой к театру, сделаю небольшой концертный тур с сольными концертами в России. И это нельзя будет пропустить. Ни в коем случае!», - улыбается Арсений Трофим. Действительно пропускать не стоит, поскольку уже в 2011 году он едет дарить второе рождение немых фильмов жителям Европы.

В преддверие своего второго визита в Иваново в меру ироничный, в меру серьезный, несомненно, талантливый Арсений Трофим рассказал порталу IvDay.ru о треше в искусстве, и где в России живут одни гении?

- Арсений, вы так или иначе реинкарнируете немое кино. В чем его эстетика для вас?

- Данный процесс естественен и неизбежен. Ведь немое кино - это классика, это первая ступень кинематографа, это его фундамент. И это безумно интересно. Новая музыка вдыхает свежесть в восприятие немого кино, и оно действительно «оживает». Наш проект «Современный Таперский Кинозал» ставит своей целью ознакомление публики со всем спектром немого кино. Несмотря на ощущение некоторой элитарности, проект рассчитан на самую широкую аудиторию. Соответственно, в репертуаре - фильмы от кукольной анимации, понятной и приятной детям, до радикального европейского авангарда, от которого в прямом смысле слова подташнивает всех «неискушенных». Ведь это кино, а оно не имеет границ. За границей, к примеру, таперство развито уже очень давно. Там люди куда более внимательны к классике кино. Но ничего, мы кино и в селе «Верхние полки» покажем. Искусство в массы! (смеется).

Arseniy-Trofim-Novosibirsk.jpg

- Донести язык немого кино современному искушенному и отчасти циничному зрителю сложно?

- Лично у меня никаких трудностей не возникает. Если человек уже пришел на мой концерт, то он точно унесет с собой более цельную картину мира немого кино и начала ХХ века, нежели имел раньше. И во всем помогает музыка. Она – это тот самый маяк и путеводитель, который не требует ни лишних слов, ни перевода. Люди смотрят, слушают, и их восприятие меняется на глазах. Многие говорили мне, что после живых киноконцертов, они вряд ли вообще захотят смотреть киноклассику в записи.
Знаете, меня это радует.

- Таперство - это творчество будущего?

- Это нить между классикой кино и современным мышлением композитора, олицетворяющим собой современную позицию академической и джазовой музыки. Третьей стороной оказывается зритель, играющий созерцательно-пассивную роль в этой истории. Но он никак не может повлиять на развитие или форму таперского мышления. Дело в том, что композиторы-таперы – это субъективные единицы, не поддающиеся общей классификации. Но в России профессионалов и просто заинтересованных людей в этой области практически нет. А жаль, потому что мне очень давно хочется посмотреть фильмы Чаплина под новую музыку какого-нибудь отличного пианиста-композитора. Сама же музыка Чаплина к его фильмам мне кажется устаревшей. Он гениальный режиссер, но не гениальный композитор.

- Рамки в творчестве сейчас размыты, кто на что горазд (вспомнить того же рэппера Сяву). Как различить треш и настоящее искусство?

- Довольно просто, имея даже средний эмоциональный интеллект и слабое культурное образование. Все дело в том, о чем говорит язык искусства, или так называемого «искусства». Когда ты видишь, слышишь и чувствуешь артиста, его творчество, и понимаешь, что он искренен и болеет за свое искусство сердцем, то это не имеет никакого отношения к трешу. Но все субъективно. Потому что для кого-то искусство – это то, что дает вдохновение, пищу для ума, эмоции. И этим может оказаться все что угодно, даже болтовня таких парней как Сява.

Arseniy-Trofim- Beliy-zal.JPG

- Вам поступали предложения написать саундтрек к современным фильмам?

- Да, и, признаюсь, в сфере современного кино я работал с большим интересом. Мой самый первый фильм – короткометражка «Картон» режиссера Кирилла Архарова, которая стала призером петербургского кинофестиваля «Питеркит-2008». Далее был мультфильм немецкой художницы Ксении Орт «Умный в гору», и пошло-поехало (улыбается). Музыка к фестивальным фильмам, музыка к театральным постановкам. Все это безумно интересно.

- Не было предложений выпустить немые фильмы с вашей озвучкой на dvd?

- В данный момент мы готовим к изданию первый официальный DVD-диск «Цирк» совместно с официальным дистрибьютором кино Чарли Чаплина в России – компанией Intaract. Так что почва под моими ногами становится еще тверже (улыбается).

- Вы из Санкт-Петербурга, который славен экспериментами. Какое влияние оказал город на ваше творчество?

- Здесь повсюду дух Виктора Цоя, Сергея Курехина и Дмитрия Шостаковича… В этом городе воздух пропитан духом прошлого и интригой будущего. На мое творчество оказывает влияние практически все, что меня окружает в Петербурге. Но самое главное – это большое количество гениев. Я вам точно говорю – они повсюду.

- В творческой богемной среде Петербурга вы уже стали полностью «своим»?

- Я обычно шучу, что уже рожден «своим», и все что нужно – это напомнить всем, что я уже не в первый раз в этом мире. Но, избегая эзотерические шутки, скажу, что в последние года полтора меня действительно стали часто приглашать на разные «богемные» события и тусовки поэтов, художников, музыкантов. Мир искусства богат и очень интригует. Я в нем как рыба в воде.

Arseniy-Trofim-3.jpg

- С зарубежными деятелями искусства общаетесь?

- В последнее время стал все чаще. Да здравствует Facebook! Буквально три недели назад в Петербурге прошел совместный концерт с финским пианистом-композитором Туомасом Туруненом. Зная друг друга буквально три часа, мы играли на одном рояле в четыре руки, как два дьявола – с искрами и вдохновением!

- Музыкальный «арт-хаус», музыка не для всех. Это доходно?

- Сложно что-либо в музыке назвать арт-хаусом, но если так считать, то в моем проекте также имеется большое количество очень доступной, красивой, мелодичной и современной музыки. И вот она доходна. Хотя, полные залы я собирал и на абсолютно авангардных мероприятиях. Но, замечу, что с каждым годом своего восхождения я все меньше думаю о деньгах.

- В своем творчестве вы - фрилансер?

- Да, можно и так сказать. Я сам в свое время набрал команду – нескольких концертных директоров в разных регионах России и несколько человек в Санкт-Петербурге. Таким образом, я руковожу проектом, сам выбираю модели развития и людей, с которыми полезно сотрудничать. На данный момент я подчиняюсь только себе, но не исключаю передачу управления проектом кому-то другому. Я бы более глубоко сосредоточился на процессе творчества.

- Сейчас муки творчества не мучают?

- Моя жизнь – это мое творчество. Это неразделимо. Я не работаю по ночам на заводе, не смотрю новости, не хожу по вечерам в пивбары с непонятными друзьями. Мой день начинается с зарядки, поскольку за телом человеку необходимо следить, иначе вся его жизнь станет незаметно разваливаться. Вы помните, что такое калокагатия? Во-во! (смеется). При этом у меня есть тысячи прекрасных возможностей, из которых я реализую наиболее яркие. А почему вы не задаете мне вопрос про шизофрению? Это уже не модно? Слава Богам Олимпа! (смеется).

- Какое послание вы хотите передать людям через свое творчество?

- Стремитесь к прекрасному. Знайте, что оно изначально внутри вас. Мир не плохой и не хороший – он лишь ваша искаженная чаша весов, и только вы можете привести их в гармонию, руководствуясь собственной картиной действительности. У каждого есть возможность стать безупречно счастливым.

- Вы приезжаете в Иваново уже во второй раз. Какое впечатление у вас осталось от города после первого посещения?

- Очень хорошее. Узнал много потрясающе живых и красивых людей. Для меня большая радость – вернуться еще раз в легендарный Город Жен.

Справка IvDay.ru
Тапер (фр. tapeur от taper, буквально, хлопать, стучать) - во второй половине XIX - начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии - немые фильмы.