Курсы ЦБ
66.43
75.38

Антон Антонычев: «У нас есть волшебная фраза для тех, кто сдает экзамен по вождению»

В Иванове 4725 20.11.18, 11:10
Антон Антонычев: «У нас есть волшебная фраза для тех, кто сдает экзамен по вождению»

РЭО ГИБДД – ведомство, к которому у людей традиционно немало вопросов и претензий. Одни из самых острых касаются сдачи на права, а конкретно прохождения третьего, самого сложного этапа экзамена - город. Процент сдачи экзамена на вождение с первого раза в Иванове невысок – 11%.

Почему такие показатели? Как сегодня обучают в автошколах и стоит ли в этом вопросе рассчитывать на помощь ГИБДД? На какие преступления идут кандидаты в водители, чтобы получить заветное водительское удостоверение, и чем это заканчивается?

Ответы на эти и многие другие вопросы, которые городской портал IvDay.ru задал начальнику отделения экзаменационной деятельности МРЭО ГИБДД по Ивановской области майору полиции Антону Антонычеву, публикуем без купюр.

- Антон Юрьевич, для начала познакомимся с вами.

- В органах МВД работаю с 2002 года, в подразделении МРЭО - с 2006 года. Отвечаю за направление экзаменационной деятельности.

- Интересует статистика ДТП с участием водителей-новичков в Иванове. Как известно, цифры – вещь упрямая, они позволят выявить основные тенденции в подготовке автомобилистов.

- Я уточню: водители-новички – это автомобилисты, чей стаж вождения не превышает трех лет. Число аварий на дорогах с их участием составляет примерно 11% от общего количества всех ДТП. Я не считаю этот показатель высоким. Но к работе автошкол – сегодня в городе их 23 – есть вопросы.

- Некоторое время назад на официальном сайте ивановской Госавтоинспекции публиковали рейтинг автошкол, ученики которых попали в ДТП. Сейчас его нет. А ведь для людей, которые собрались за правами, это важная информация!

- Официально его нет. Однако статистика сдачи экзаменов ведется в РЭО. Сегодня люди получают сведения об автошколах в социальных сетях, на форумах, по отзывам и рекомендациям знакомых.

Интересуются, в первую очередь, процентом сдачи экзамена в ГИБДД. С этими вопросами они обращаются и в РЭО. Однако ответ мы дать не можем, поскольку не имеем права пропагандировать или каким-то иным образом влиять на их выбор.

Могу лишь сказать, что из 23 автошкол, которые занимаются образовательной деятельностью, выпускники 9 автошкол попали в ДТП, о которых мы говорили выше.

- Почему именно 9? В остальных лучше подготовка?

- Я бы так не сказал. Там просто количество обучаемых меньше. В Иванове работают три крупные автошколы, которые обучают на различные категории - от «А» до «С», «Е» и «Д». У них и число выпускников намного больше. Для сравнения: в год эти крупные учебные организации выпускают до пятисот человек. Остальные школы выпускают до ста человек и чуть меньше. Потому и статистика аварийности по вине новичков – выпускников разных автошкол – будет разная.

- Поговорим об уровне подготовки кандидатов в водители. Дайте оценку: уровень хороший, удовлетворительный, безобразный?

- Не могу сказать, что качество подготовки безобразное. Но хотелось бы лучшего.

Почему? Как объясняют сами представители автошкол, качество обучения соответствует цене. Например, сегодня по Иванову средняя цена за обучение по категории «В» составляет 20 тыс. рублей, а по категории «А» - 10 тыс. рублей, плюс-минус 1-2 тысячи рублей. Представители автошкол говорят открыто: мы не можем за эти деньги обучить больше и лучше. А повышение цены снизит их конкурентоспособность, поскольку главным критерием выбора автошколы по-прежнему остается  низкая цена.

Да, автошколы отрабатывают часы по программе. 30 часов отведено на теорию и 56 на практику. Для сравнения: в 2009-м году на практику было отведено всего 30 часов.

Но, мое мнение, для основательной подготовки многим требуется больше времени на учебное вождение.

- На каком этапе мы совершаем ошибки: на этапе выбора автошколы, во время подготовки (имеется в виду отношение к учебе) или теряемся во время экзамена непосредственно?

- На мой взгляд, главная ошибка большинства кандидатов – это отсутствие осознания всей ответственности и серьёзности за приобретаемый навык. Выше мы говорили, что многим не достаточно часов, установленных программой. Но многие и эти часы добровольно не выбирают.   

Да, два месяца подряд каждый день ходить на занятия в автошколу непросто. Но дома самостоятельно выучить еще сложнее: нужна жесткая самодисциплина. Плюс могут быть вопросы по информации, и они обычно остаются без ответа.

То же касается и получения практических навыков. Кандидат в водители должен почувствовать себя уверенным на дороге, прежде чем начать управлять транспортным средством самостоятельно.

- Рекомендуете заранее определиться, а нужно ли человеку это вообще, чтобы не потерять 20 тыс. рублей и кучу нервов, времени?

- Определить это нужно обязательно. И также нужно знать, готов ли он к самостоятельному управлению – не с инструктором, мамой или папой, а самостоятельно. Способен  ли принимать экстренное решение в случае необходимости. Готов ли взять на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. Ведь ситуации на дороге могут быть самые разные.

Но многие ведь и не задумываются о всей серьезности и возможных последствиях. Принимают решение начать обучение только потому, что уже управляет автомобилем его знакомый или знакомая.

- Процент сдачи на экзамены с первого раза невысок: 11%. Самый сложный этап – город?

- Теоретическая часть экзамена обычно дается просто. Кандидаты в большинстве своем просто заучивают картинки. Увидели картинку – автоматом поставили ответ. Приходят и сдают экзамен за 3-4 минуты, хотя дается 20 минут. За 3-4 минуты прочитать, осознать и выбрать вариант ответа к вопросам обдуманно, с пониманием нельзя.

Площадку тоже сдают неплохо, но хуже, чем теорию, потому что здесь нужно применять навыки вождения. До 70% ее сдают. На площадке не бывает непредвиденных ситуаций, это, по сути, выученный шаблон. А вот сдача экзамена в условиях даже «отработанного» города  требует от кандидата в водители не просто знания, но и понимания правил и условий дорожного движения, умения принять правильное решение в непредвиденной ситуации.

Поэтому и процент сдачи «города» гораздо ниже. К примеру, из группы 25 человек с первого раза сдают пять-шесть.

- На что рассчитывают? На везение?

- Сейчас в автошколах учится немало молодежи. Многие осознанно и серьезно.  В моей практике был случай, как пример поразительной настойчивости. Женщина упорно шла к своей цели, и сдала «город» на 22-й раз.

Но есть люди, которые пришли сдавать экзамены на авось: авось, сдам. Если у них не получается (а так обычно и бывает), то они предъявляют претензии сотрудникам РЭО, бросаются обвинениями.

Отмечу, что во время экзамена ведется видеосъемка. Кандидат в водители и сам может снимать на телефон. Это не запрещено.

При наличии претензий и вопросов можно просмотреть видеозапись, которая хранится на сервере в архиве. На сегодняшний день, все случаи просмотра видеозаписи подтверждают верность принятого инспектором ГИБДД решения.

- Провокации во время экзаменов были? Нападения?

- Нападений не было. А с провокациями мы научились справляться. Процесс сдачи экзамена сам по себе для кандидата в водители является эмоциональным стрессом. В случае допуска ошибок, несдачи экзамена не все могут справиться со всплеском негативных эмоций. Собственные ошибки признаются нелегко.

Но, если даже после разъяснений со стороны инспектора ГИБДД, кандидат все равно не согласен, есть волшебная фраза: «Если вы не согласны, мои действия вы можете обжаловать».

- Сумками по лицу били?

- Нет! Молодое поколение уважает представителей власти. Представители старшего поколения, конечно, более требовательные: я знаю, вы должны и пр.  Но компромисс всегда найти можно. Если вы считаете, что вас обманули, давайте решать вопрос конструктивно. Есть порядок обжалования. Пожалуйста, подайте письменную претензию.

- А на автошколы вам жалуются?

- Это не сфера нашей компетенции. Нужно жаловаться в прокуратуру. Но, со своей стороны, могу дать рекомендации по выбору автошколы: обязательно почитайте отзывы, пообщайтесь с теми, кто обучался. Полный список автошкол есть на сайте ГИБДД. Можно зайти и посмотреть материально-техническое обеспечение школы. Соответствует ли картинка на сайте школы реальному положению дел.

- По нашему наблюдению, часто интересуются, где обучают на автомобилях «Лада Приора». И в интернете часто мелькают объявления: ищу инструктора по вождению с «Приорой». Почему?

- Вы правильно подметили тенденцию. Чаще спрашивают именно про «Приоры». Дело в том, что в ГИБДД практический экзамен (для кандидатов он бесплатный) мы принимаем на автомобилях «Лада Приора».

У каждого автомобиля есть свои особенности. Подготовка к экзамену на аналогичном автомобиле дает кандидату преимущества только при сдаче экзамена, поскольку его настраивают, как сдать. Это конечная цель, к сожалению.

Каждый же для себя должен стремиться стать уверенным и добросовестным участником дорожного движения.

- Антон Юрьевич, вы назвали рекордное число попыток сдачи экзамена в ГИБДД: 22. Не все такие терпеливые. Кто-то уезжает сдавать на права в район, в другой регион. И приезжают с заветным удостоверением.

- Вспомним громкий случай с водителем-новичком, который в Иванове пять раз не сдал экзамен по вождению, поехал в другой регион, сдал там. Ездить стал в Иванове, и на улице Шубиных сбил двоих мужчин. Одного насмерть, другого сделал инвалидом… Мне известно, что многие предпочитают сдавать во Владимирской области.

Однако главной целью каждого должно быть не «сдать экзамен», а получить навык уверенного управления транспортным средством.

Это большая ответственность, которую многие кандидаты не осознают. Я не знаю, каким образом принимают экзамены в других регионах. Но знаю одно – мы серьезно подходим к данному процессу и стараемся донести до понимания каждого кандидата, что с получением заветного водительского удостоверения он становится ответственным за жизнь и здоровье других участников дорожного движения.   

- Почему именно во Владимирской?

- В Суздале интенсивность движения гораздо меньше, чем в Иванове. Там всего одна проездная улица. Но ведь в итоге водитель приедет в Иваново и будет управлять автомобилем здесь. А как он это будет делать, если у него нет навыка? Результат – такие трагедии. Получил водительское удостоверение, должен уметь ездить везде. Правила едины во всех городах.

- А попадают ли водители, которые долго не могут сдать экзамен в РЭО, в ловушки мошенников? Предложений помощи в этом вопросе в интернете немало.

- «Бесплатный сыр только в мышеловке». В поиске халявы очень просто стать жертвой мошенников. Известны случаи, когда кандидаты в водители передавали от 50-70 тыс. рублей так называемым «помощникам» за легкие права.

В итоге получали проблемы с законом. Хотя за эту сумму вполне законно инструктор по вождению научит вас виртуозно управлять транспортным средством.

Очень часто непорядочные кандидаты в водители сами подделывают подписи инспекторов. Находят бланки экзаменационных листов, проставляют ФИО реальных сотрудников и, уверенные, приходят получать водительское удостоверение. Такие факты мы очень легко устанавливаем и пресекаем.

Встречаются и подделки самого водительского удостоверения, которые, как правило, выявляются на дороге инспекторами ДПС. Подделка документов  - это уже уголовная ответственность.

- А денежные санкции? Какой штраф ожидает человека, который сел за руль автомобиля вообще без водительского удостоверения?

- По законодательству, если гражданин без водительского удостоверения управляет транспортным средством ему грозит штраф от 5 до 15 тыс. рублей. Если у него было удостоверение, но его лишили, к примеру, за езду в нетрезвом виде, то это до 15 суток административного ареста. Водителям, которые «потеряли» права из-за нетрезвой езды, хочу сказать только одно: понимание ошибки приходит, порой, слишком поздно.

Быть автомобилистом – это особый статус и особая ответственность. Но оно того стоит.