Курсы ЦБ
58.89
69.42

Анатолий Самохин: «Нас просто использовали – как массовку»

В Иванове 2880 11.04.11, 14:51
Анатолий Самохин: «Нас просто использовали – как массовку»
«Культурно-эстетическая ценность у этого памятника – ноль! – со свойственной ему экспрессивностью прокомментировал выбор проекта памятника Якову Гарелину в ходе «конкурса» известный в Иваново скульптор-керамист Анатолий Самохин.- Фигура должна была быть обязательно стоячей – ведь на века возводим, для потомков. Также нет никакой идеи, никакой символики. Я ничего не имею против автора создаваемого памятника Бычкова, но смешно, как профессионалу, создавшему уже более 60 скульптур, смотреть, что ему позирует натурщик, да еще и одетый в сюртук по тогдашней моде. Зачем это нужно, особенно на завершающей стадии…»

- Анатолий Федорович, а не просто ли вы завидуете победителю конкурса?

- А конкурса никакого и не было. Нас использовали как простых статистов, а все было уже давно решено, заранее распланировано. Я и не собирался ни в каких конкурсах участвовать. Но на моей недавней выставке побывал глава города Вячеслав Сверчков. И предложил мне представить эскиз памятника, как я его себе представляю. Я и сделал набросок-«почеркушку»…

- Ваше видение монумента отличалось от одобренного проекта?

- Конечно же, это был бы совсем другой памятник. Я задумал фигуру в полный рост, опирающуюся на колонну из свернутой ткани. В руках – свиток, на котором была надпись «Иваново-Вознесенск», дата основания города. Была и другая символика, памятник говорил языком пластики об истории города. Сейчас же я вижу мешковато сидящую в кресле фигуру грузного человека. Если не знать, что это Гарелин, если вы приехали из другого города, то остается только гадать – кто такой? Почему ему поставили памятник? Зачем? Чем отличился он в истории?

- Но вернемся к конкурсу. Как он проходил?

- Да никак! Был еще один эскиз московского скульптора и эскиз местного дизайнера и художника Дмитрия Старикова. Московский вариант вообще не отличался от принятого – было ясно, что привезли его только для «галочки»: там были ноги вправо, в принятом проекте – влево. А потом, буквально через несколько дней из Москвы уже привезли практически готовую модель памятника в натуральную величину. То есть без всяких обсуждений, все уже было давным-давно решено, работа над памятником уже шла.

- Жаль потерянного времени и сил?

- И это тоже. Но самое главное, что памятник, как я уже говорил – никакой, ни о чем. А ведь должен он, по задумке, стоять не одно десятилетие. Кстати, жаль еще и отличную скульптуру в формате городских малых форм «Петушки», которая стояла на клумбе, где планируют теперь поставить памятник. Отличное было украшение для города. А как впишется новый монумент в сложившееся историческое окружение – пока еще неясно.

***


…Зато совершенно ясно, что проект поддерживают серьезные силы, а значит немалые деньги уйдут на него. Достаточно сказать, что архитектором проекта выступает Виктор Шахматов, модель, как выяснилось, уже давным-давно сделана – и не где- нибудь, а в процветающей скульптурной мастерской Александра Рукавишникова, который после памятника в Шуе становится постепенно «ивановским Церетели». Не были выдержаны приличия даже в виде номинального общественного обсуждения проекта памятника. Говорят, что в добровольно-принудительном порядке с бизнесменов города должен быть собран 31 миллион рублей. Многие упорно сопротивляются.

Примерно 3 миллиона будут отстегнуты на совершенно непредеставительный памятник и из городской казны. И это в то время, когда город утопает в грязи и сугробах, когда жители гибнут от сосулек и травмируются на улицах родного Иваново. Короче, как всегда, пирожные в ярких обертках – в то время, когда и хлеба-то толком на всех не хватает...