Курсы ЦБ
65.72
75.56

Кредитно-потребительские кооперативы обязаны работать прозрачно

Финансы 874 13.01.18, 20:00
Кредитно-потребительские кооперативы обязаны работать прозрачно

С 2018 года КПК (кредитно-потребительские кооперативы) обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в четко установленном объеме – от наименования и местонахождения КПК до перечня рисков пайщиков и штрафных санкций за просроченные платежи по выданным займам.

Обязательным является информирование членов кооператива о том, что КПК не являются участниками системы страхования вкладов физических лиц - то есть при наступлении «плохих времен» возврат их сбережений государством не гарантирован.

Как отмечает начальник управления надзора за рынком микрофинансирования ГУ Банка России по ЦФО Евгений Сухоцкий, участникам КПК следует досконально знать свои права и обязанности (в том числе о солидарной ответственности по обязательствам кооператива), а также о том, как и куда они могут направить жалобу, каков порядок рассмотрения их обращений:

«Располагая всей полнотой информации, человек сможет принять более взвешенное финансовое решение».

Согласно базовому стандарту защиты прав и интересов участников КПК, теперь в случае возникновения просроченной задолженности по выданному займу КПК обязан бесплатно в течение 7 дней проинформировать должника о наличии и сумме долга, обеспечить ему возможность подать заявление о реструктуризации и рассмотреть такое заявление в установленном порядке.

При этом в стандарте содержится перечень оснований для реструктуризации задолженности - в их числе, например, несчастный случай или заболевание, потеря работы.

Во избежание недоразумений и злоупотреблений КПК предписано фиксировать и хранить записи всех телефонных переговоров и иных видов взаимодействия с должником.

Не секрет, что зачастую КПК заманивают пайщиков выгодными рекламными акциями и обещаниями огромных доходов. Именно поэтому стандарт предъявляет особые требования к рекламе КПК.

Она должна быть добросовестной и достоверной. Нельзя злоупотреблять доверием граждан и использовать отсутствие у них финансовых знаний, вводить людей в заблуждение с помощью рекламных технологий.

«Вся информация для участников КПК должна располагаться в доступном месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной информацией.

Язык изложения информации должен быть доступным, шрифты - удобными и легкими для прочтения, а специальные термины - разъяснены», - подчеркивает Евгений Сухоцкий.

Таким образом, полагают в Банке России, комплекс мер, предусмотренных базовым стандартом, поможет обеспечить информационную открытость рынка кредитной кооперации, повысить финансовую грамотность пайщиков, качество предоставляемых КПК услуг и предотвратить недобросовестные и криминальные практики.